Между молотом и наковальней

Художественная ковка: технологии и материалы, этапы создания изделия, способы оптимизации затрат.

Рассказ о художественном металле лучше всего начать с вопроса, который обязательно задает заказчик, впервые обратившийся к кузнецу-художнику: «А это будет настоящая ковка?» Удивительно, что специалисты, как бы часто его ни слышали, всякий раз теряются и не могут понять, что, собственно, мы, неспециалисты, имеем в виду. Нам же просто хочется знать, насколько технология, по которой будет изготовлен фонарь (решетка, ворота и т.д.), отвечает нашим, почерпнутым из фильмов и книг, представлениям о кузнице и кузнечном деле.

Но вопрос и на самом деле не такой простой. За последние десятилетия арсенал кузнеца расширился. Повсеместно используются пневматические молоты, электрическая, газовая и аргонная сварка, лазерная резка деталей и т. д. Новые технологии облегчили труд и ускорили процесс, но практически не затронули сути. Действительно, какая разница, бьет по намеченным мастером местам молотобоец или пневматический молот? Кузнец по-прежнему кует на наковальне, берет в руки все те же кувалды, ручники, пробойники, раскатки и т. д., точно так же (о некоторых исключениях — ниже) нагревает металл в горне. Соответственно, каждая деталь, проходя через его руки, обретает неповторимость.

Очевидно, что некоторые традиционные приемы и методы отходят на второй план, уступая место более технологичным. Например, сегодня довольно редко используется кузнечная сварка и соединение посредством хомутов.

Можно настоять на том, чтобы все операции делались «как надо». Для профессиональной фирмы это, как правило, не проблема. Однако нужно быть готовым к тому, что на внешнем виде изделия и его эксплуатационных качествах это практически не скажется, зато трудоемкость и, соответственно, цена увеличатся в несколько раз.

Просто представьте, как будет выглядеть «правильная» сборка створки ворот, скажем, размером 2х4 м. Поместили две детали в горн, нагрели, проковали. Затем к этим двум добавили еще одну и опять нагрели и проковали… Процесс может занять не один день. При электрической или газовой сварке на это понадобятся считанные часы.

Поэтому сегодня большинство кузнецов-художников работает в смешанной технике, подразумевающей использование наряду с коваными токарных, штампованных и литых элементов. Никакого криминала в этом нет, поскольку художественная ценность изделия в конечном счете определяется не конкретной технологией, а оригинальностью творческого замысла и мастерством его воплощения. Обратившись к кузнецу-художнику, мы вправе рассчитывать на то, что получим в результате эксклюзивную вещь ручной работы.

Изготовитель

Итак, мы хотим украсить свой дом или участок художественной ковкой. С чего начать? С выбора изготовителя. Прежде чем остановиться на той или иной фирме или конкретном кузнеце-художнике, желательно познакомиться с уже выполненными работами. Для этого существуют, во-первых, каталоги, во-вторых, специализированные выставки.

Определились, связалась. Что будет происходить дальше? Можно рассмотреть весь процесс на конкретном примере. Допустим, мы планируем оформить внутреннюю лестницу, соединяющую два этажа здания. Это примерно 7 кв. м. Интерьер дома будет решен в стиле модерн, следовательно, в нем же должно быть выполнено и лестничное ограждение.

«Модерновое» изделие в качестве иллюстрации мы берем по двум причинам. Во-первых, это один из самых многоликих стилей, задающий очень широкий диапазон возможных решений и технологических приемов. Во-вторых, такую вещь практически невозможно выполнить с помощью типовых элементов. В частности, одна из характерных черт — рисунок с множеством изгибов, пересечений линий с изменением сечения профиля. Получить изменение сечения стандартного квадратного прута с 20х20 в полосу 30х5 и далее в полосу 20х10 можно только кузнечным способом.

Профессионализм и отношение к делу со стороны подрядчика видны сразу. Если выбор фирмы сделан правильно, то ехать вам скорее всего никуда не придется — специалист подъедет сам. Выслушает пожелания, сделает необходимые замеры и примерно сориентирует в ценах (поскольку в нашем случае речь идет о достаточно сложном в техническом отношении и выполненном в единственном экземпляре изделии, то его изготовление обойдется никак не дешевле 400-500 у. е./кв. м).

При подсчете стоимости заказа учитываются:

1. Проектные работы, связанные с разработкой эскизов, рабочих чертежей.
2. Количество и стоимость металла.
3. Количество и стоимость антикоррозийных покрытий (грунты, краски, патины).
4. Расходные материалы и инструмент (отрезные, зачистные круги, электроды, кокс и т. д.).
5. Заготовительные работы (рубка, резка, рихтовка).
6. Кузнечные работы (оцениваются по количеству и сложности кованых деталей с учетом сечения заготовки).
7. Слесарно-сборочные, зачистные работы.
8. Грунтовка, окраска, сушка.
9. Доставка и монтажные работы.
10. Накладные расходы.
11. Плановая прибыль.

Проектирование

На этой стадии заказчик совместно с дизайнером определяется в том, как будет выглядеть изделие. Листаются альбомы, просматриваются фотографии. Обсуждаются и некоторые технические детали, влияющие на стоимость и внешний вид.

После того как картина сложилась, дизайнер садится за подготовку эскиз-проекта. Как правило, делается два, но чаще один вариант, который после доработки и становится основным.

Можно прийти в фирму и с готовым решением. Однако следует понимать, что художественная ковка — это определенная технология, возможности которой велики, но не безграничны. Поэтому, каким бы замечательным ни был ваш проект, он обязательно будет адаптирован. Вам объяснят: нельзя сделать именно так по такой-то причине, но можно сделать почти так же, но иным способом.

На разработку проекта уходит в среднем около недели. Чем сложнее проект, чем больше ручной прорисовки, тем он, естественно, дороже и может обойтись как в 100, так в 500 у. е. и более. Кстати, в отдельных случаях, особенно если речь идет о сложной объемной работе, может быть изготовлен макет.

После уточнения деталей, утверждения проекта и сроков изготовления, стороны подписывают договор, вносится предоплата.

Изготовление

Процесс идет в несколько этапов. Сначала, вне зависимости от того, будет это миниатюрное бра, грандиозные 7-метровые ворота или лестничное ограждение, делается «картон» — рисунок изделия в натуральную величину.

По нему для некоторых деталей кузнец изготавливает кондуктор — специальное приспособление, повторяющее пластику детали, с помощью которого она затем и отковывается. Для отдельных элементов могут быть изготовлены штампы.

Поскольку уже само слово «штамповка» вызывает негативные эмоции, нужно, видимо, пояснить, о чем в данном случае идет речь. Штамп изготавливается тогда, когда необходимо большое (скажем, более 50 штук) количество однотипных объемных деталей, например, листьев. Из металлического листа толщиной 2-3 мм специальным лазерным устройством нарезается необходимое количество плоских заготовок. На выходе из штампа заготовка приобретает объемную фактуру.

Она повторится на всех листьях. Однако это промежуточный этап. Затем все они будут обрабатываться вручную, обретая свой неповторимый облик.

 

В качестве исходного используется стандартный прокатный материал. Это может быть листовая сталь, квадрат (прут квадратного сечения диаметром от 8 до 25 мм), кругляк (прут круглого сечения), болванка (кругляк диаметром 50 мм, он используется для точеных деталей) и полоса (прут прямоугольного сечения, половинный по отношению к квадрату — 6х12, 10х20 и т. д.).

После того как детали выкованы, изделие собирается с помощью сварки, клепки или пайки, зачищается, производится грунтовка и покраска.

Покраска

Многие фирмы рекомендуют перед покраской произвести матировку пескоструйным способом. Струя песка, подаваемая под давлением, во-первых, выравнивает поверхность (убирает окалину и проч.), во-вторых, делает ее более шероховатой, что улучшает адгезию лакокрасочных материалов. Держаться покрытие будет лучше, соответственно сократятся эксплуатационные расходы. Стоимость такой обработки — от 10 до 35 у. е. за кв. м. Следовательно, в нашем случае мы дополнительно заплатим от 70 до 245 у. е. Сама покраска, в зависимости от стоимости лакокрасочных изделий, обойдется нам в 70-150 у. е. Чаще всего используются две технологии — с нанесением грунта и с использованием двухкомпонентного состава, так называемой краски-грунта. Наносить последнюю проще, это более «быстрая» и удобная технология.

Что бы ни утверждали производители, идеальных покрытий не существует: металлическое изделие, установленное на улице, будет в любом случае ржаветь. К сожалению, вариант «покрасил и забыл» не гарантируют даже самые дорогие профессиональные краски. Как правило, каждая фирма выбирает того или иного производителя, основываясь на собственном опыте.

Несколько слов о гальваническом методе обработки и порошковых покрытиях. Нанесение гальваническим способом слоя жертвенного металла (цинк, олово и др.) — удовольствие весьма дорогое и подходит далеко не для всех вещей. Технология предполагает погружение полностью готового изделия в ванну со специальным составом. Естественно, для крупногабаритных изделий сложной конфигурации сразу же встает проблема транспортировки, а затем и монтажа. И при этом достаточно одного скола, чтобы вся работа пошла насмарку.

Порошковые краски идеальны для металла. Но в художественной ковке также используются нечасто. Сложная форма деталей, множество различных сочленений элементов не позволяют краске равномерно распределяться по поверхности, остаются места, в которые она не попадает. В результате — все та же ржавчина.

Есть только один радикальный способ: никогда не высыхающий и не теряющий со временем своего запаха кузбаслак. Если же серьезно, то всякое кованое изделие нуждается в уходе. Оптимальный вариант — раз в 1-2 года приглашать специалистов, которые бы проводили «сервисное обслуживание» размещенных на улице кованых изделий.

Монтаж

После того как изделие изготовлено, оно доставляется на место и устанавливается. Минимальная стоимость монтажа составляет 10-25 % от стоимости всего заказа. Такой разброс цен монтажа напрямую связан с условиями работы. Ограждение мы можем установить как до чистовой отделки дома, прямо на бетон, так и после, в готовом интерьере. Естественно, в последнем случае сделать это будет гораздо сложнее, и одни только подготовительные работы могут занять 1-2 дня (установить специальные щиты, укрыть специальными ударо- и жаропрочными материалами ступени и т. д.).

Наконец, наше ограждение установлено. Теперь последний штрих — нанесение патин, имитирующих тот или иной материал (золото, серебро, старая медь, бронза и т. д.). Работа достаточно кропотливая и также связанная с дополнительными расходами (в нашем случае она обойдется примерно в 140 долларов).

Стоимость, сроки

Итак, что мы в результате имеем? Приблизительные подсчеты дают следующее. Если считать по нижней ценовой планке, то изготовление нашего лестничного ограждения обойдется минимум в 3500 — 4000 у. е. Матировка и покраска около 300 у. е. Монтаж 350-1000 долларов. Декоративное покрытие 350-400. Итого ориентировочная стоимость заказа — от 4500-5700 у. е.

Какие существуют пути уменьшения стоимости заказа?

1. Упростить рисунок. Например, оставить на квадратном метре десять кованых деталей вместо двенадцати. 2. Отказаться от части расковок на деталях. 3. Использовать материал меньшего сечения (только в случае, если это не влияет на жесткость изделия). 4. Отказаться от использования кованых листьев и розеток (заменить, их, например, на промышленную штамповку) и нанесения фактуры. 5. Использовать стандартные детали. Некоторые фирмы изготавливают типовые детали, из которых дизайнер может составить рисунок. Если изделие получается и не эксклюзивным, то вполне эстетичным (см. прил. 2).

По срокам дела обстоят так. В среднем на выполнение подобной работы требуется около трех недель. Но не факт, что заказ примут и начнут им заниматься сразу же: — у фирмы или художника-кузнеца просто на момент вашего обращения могут быть еще не выполненные обязательства перед другими клиентами. В первых числах июля, например, большинство фирм, с которыми мы связывались, сроком начала выполнения работы называли середину августа.

Алексей Калмыков

Журнал «ЭЛИТДОМ» #6(33) 2004